4.1. Corporate Governance 4.2. Internal Control and Auditing 4.3. Risk Management 4.4. Property Management 4.5. Purchase Management 4.6. Quality Assurance

4.2. Internal Control and Auditing

Internal control and auditing in Rosenergoatom Concern JSC are targeted at ensuring legitimacy and relevancy of financial discipline, efficiency of production and management activities, as well as enhancing attainability of strategic goals.


On the basis of the requirements applicable to the organizations of Rosatom State Corporation, the Concern shaped a reliable and efficient system for internal auditing aimed at enhancing attainability of the Concern's activity goals, efficiency of corporate governance, and ensuring integrity of management while unconditionally maintaining compliance with safety requirements, legal standards, and international agreements.

The main objective of internal auditing in 2015 was related to increasing efficiency of the auditing activity.

In particular, timeliness of out-of-court disputes settlement and legitimacy of reviewed procurement procedures were ensured during organization of the competitive policy auditing. This allowed minimizing incidence of arbitration cases, applications to regulatory, supervisory, and law enforcement bodies, as well as duration of investment programs and maintenance campaigns implementation:

  • Reduced term of complaints revision by the Arbitration Committee by 22% if compared to the standards defined in the Uniform Industrial Procurement Standard (by four days per each complaint on average);
  • Active use of the mechanism of extraordinary in-house audits of purchases when considering complaints;
  • Enforcement of all decisions of the Arbitration Committee by organizations of the Power Engineering Division;
  • Absence of the Arbitration Committee decisions cancelled (changed) by the instance of appeal, and/or the Federal Antimonopoly Service.




The basic functions of internal audit and supervision are vested in the structural unit headed by the Concern's Chief Controller — Internal Control Department.

The Internal Control Department activities are based on local regulatory acts, and best practices of internal audit and supervision, ensuring unbiased appraisal of the internal auditing system, discovering hidden threats, losses and risks, organizing supervisory operations.

In 2015, the Internal Control Department performed 18 supervisory operations in such important areas as:

  • Implementation of investment projects (verification of efficiency of funds use for new power units construction);
  • Management of inventory (current status of the inventory operations at NPPs were analyzed, recommendations were prepared);
  • Status of financial and economic activities of Energoatominvest LLC subsidiaries (several second-tier subsidiaries of Rosenergoatom Concern JSC were checked in NPP satellite towns);
  • Procurement and contracting activities (the level of procedural regulation was improved);
  • Claim related work (measures are taken to split responsibility for initiation and administration of contracts);
  • Acquisition of services (mandatory substantiation was introduced for services purchase from the third-party organizations showing signs of redundancy of the core structural units' functions).

According to the operations results, measures were taken to minimize internal and external risks, including 684 administrative and technical measures were scheduled and accomplished (are being accomplished) for rectification of violations and deficiencies discovered (379 in 2014); 101 local regulatory acts were introduced/amended (33 in 2014).

The following priorities of internal auditing were defined for 2016:

  • Identification of economic losses, search for overhead costs, development of proposals and recommendations for their rectification or minimization.
  • Absence of decisions by instances of appeal of Rosatom State Corporation, Russian Federal Antimonopoly Service, and courts, for the cancellation (amendment) of the Arbitration Committee conclusions.
  • Improvement of the auditing activity efficiency simultaneously with staffing optimization.


Transparency and reliability of the organization's financial statements define long-term prospects for the business development and lay the basis for its investment attractiveness. External auditing allows reducing risks for stockholders, on one hand, and broadening the range of potential investors, on the other.

Therefore, in compliance with legal requirements, the Concern is annually subject to external auditing — assessment of accounting statements by an external auditor according to international or national standards.

Financial and Accounting Advisors Limited Liability Company (FAA LLC) was selected for accomplishment of mandatory auditing of the annual accounting (financial) statements in 2015.

Selection of the external auditor was performed on the level of Rosatom State Corporation as part of general centralization of accounting and taxation processes, budget planning, internal control of financial reporting, and risk management. The external auditor selection procedure was carried out according to the provisions of the Unified Industrial Standard (Procurement Regulation) of Rosatom State Corporation. FAA LLC auditors studied the annual financial statements prepared for 2015 according to Russian Accounting Standards by several enterprises of Rosatom State Corporation, including the Concern.

4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

4.1. Корпоративное управление 4.2. Внутренний контроль и аудит 4.3. Управление рисками 4.4. Управление собственностью 4.5. Управление закупками 4.6. Обеспечение качества

4.2. Внутренний контроль и аудит

Внутренний контроль и аудит в АО «Концерн Росэнергоатом» ориентированы на обеспечение законности и обоснованности финансовой дисциплины, результативности и эффективности производственной и управленческой деятельности, а также повышение гарантий достижения стратегических целей.

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

В Концерне на основе требований, действующих для организаций, входящих в Госкорпорацию «Росатом», сформирована надежная и эффективная система внутреннего контроля, направленная на повышение гарантий достижения целей деятельности Концерна, эффективности корпоративного управления, а также обеспечения единства управления при безусловном выполнении требований безопасности, норм законодательства и международных договоров.

Основная задача внутреннего контроля в 2015 г. была связана с повышением эффективности контрольной деятельности.

В частности, при организации контроля конкурентной политики были обеспечены своевременность досудебного урегулирования споров и законность рассмотренных закупочных] процедур. Это позволило минимизировать обращения в арбитражные суды, контрольно-надзорные и правоохранительные органы, а также сроки реализации инвестиционных программ и ремонтных кампаний:

  • сокращены сроки рассмотрения жалоб Арбитражным комитетом на 22 % по сравнению с установленными Единым отраслевым стандартом закупок нормативами (в среднем на четыре дня по каждой жалобе);
  • активно задействован механизм внеплановых камеральных проверок по закупкам при рассмотрении жалоб;
  • обеспечено исполнение всех решений Арбитражного комитета организациями Электроэнергетического дивизиона;
  • отсутствуют решения Арбитражного комитета, отмененные (измененные) апелляционной инстанцией и / или Федеральной антимонопольной службой.

КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ

Основные функции внутреннего аудита и контрольно-ревизионной деятельности возложены на структурное подразделение, возглавляемое Главным контролером Концерна, — Специализированный орган внутреннего контроля.

В своей деятельности Специализированный орган внутреннего контроля опирается как на локальные нормативные акты, так и на лучшую практику в области внутреннего аудита и контроля, обеспечивая предоставление объективной оценки состояния системы внутреннего контроля, выявляя скрытые угрозы, потери и риски, организуя проведение контрольных мероприятий.

В 2015 г. Специализированным органом внутреннего контроля осуществлено 18 контрольных мероприятий в таких важнейших сферах как:

  • реализация инвестиционных проектов (проверка эффективности использования средств на сооружение новых энергоблоков);
  • управление запасами (проанализировано текущее состояние работы с запасами на АЭС, разработаны рекомендации);
  • состояние финансово-хозяйственной деятельности дочерних обществ ООО «Энергоатоминвест» (проверен ряд «внучек» АО «Концерн Росэнергоатом» в городах-спутниках АЭС);
  • закупочная и договорная деятельность (повышен уровень регламентации процессов);
  • претензионно-исковая работа (реализуются мероприятия по разделению ответственности за инициирование и контроль исполнения договоров);
  • приобретение услуг (установлена обязательность обоснования необходимости закупки услуг сторонних организаций, имеющих признаки дублирования функционала профильных подразделений).

По их результатам приняты меры по минимизации внутренних и внешних рисков, в том числе спланировано и реализовано (реализуется) 684 организационно-технических мероприятия по устранению выявленных нарушений и недостатков (379 в 2014 г.); изданы впервые / внесены изменения в 101 локальный нормативный акт (33 в 2014 г.).

Определены следующие приоритеты внутреннего аудита в 2016 г.:

  • Выявление экономических потерь, поиск непроизводительных затрат, разработка предложений и рекомендаций по их устранению либо минимизации.
  • Отсутствие решений апелляционной инстанции Госкорпорации «Росатом», ФАС России и судов, отменяющих (изменяющих) выводы Арбитражного комитета.
  • Повышение эффективности контрольной деятельности в условиях оптимизации численности.

ВНЕШНИЙ АУДИТ

Прозрачность и достоверность финансовой отчетности организации определяют долгосрочные перспективы развития бизнеса и лежат в основе его инвестиционной привлекательности. Проведение внешнего аудита позволяет, с одной стороны, снизить риски для акционеров, с другой — расширить спектр потенциальных инвесторов.

В связи с этим и в соответствии с законодательно установленными требованиями, Концерн ежегодно подвергается внешней аудиторской проверке — оценке отчетности независимым внешним аудитором в соответствии с международными или национальными стандартами.

Для проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в 2015 г. было выбрано Общество с ограниченной ответственностью «Финансовые и бухгалтерские консультанты».

Выбор внешнего аудитора осуществлялся на уровне Госкорпорации «Росатом» в рамках общей централизации процессов по ведению бухгалтерского и налогового учета, бюджетного планирования, внутренних контролей финансовой отчетности и управления рисками. Процедура выбора внешнего аудитора была проведена в соответствии с положениями Единого отраслевого стандарта (Положения о закупках) Госкорпорации «Росатом». Аудиторы ФБК проверили годовую финансовую отчетность по РСБУ за 2015 г. ряда предприятий Гос­корпорации «Росатом», включая Концерн.