Glossary

ВОО (Build-Own-Operate) — design circuit, where the design company that constructs the facility also subsequently owns and operates this facility. This form of project financing allows the accumulation of necessary financial resources, decreased investment risk, and combines the interests of various parties being members of the project.

INES — International Nuclear Events Scale, adopted to facilitate communication and understanding between nuclear industry experts, mass media, and the public, as regards the magnitude of events / incidents at nuclear units in terms of safety. The Scale places all events into one of its seven levels: higher-level events (4-7) are known as 'emergency'; lower-level events (1-3) are 'incidents'. Events that are negligible in terms of safety are placed at Level 0 beyond the Scale, and are known as 'deviations'. Events irrelevant to safety are placed beyond the Scale, and are known to be 'off-scale'.

Core zone — part of the reactor that houses nuclear fuel, the moderator, beta absorber, heat medium, reactive impact devices, and structural elements used to enable a controlled nuclear fission chain reaction and transmit the energy to the heat medium.

Automated radiation control system — an automated system including information and instrumentation systems, and equipment that enable its functioning. This system collects and processes information about controlled parameters that characterize the radiological status in NPP controlled areas, at industrial sites, in the buffer area and radiationcontrol area, in all NPP operating modes, including design basis accidents and beyond design basis accidents, as well as the NPP condition during decommissioning of its power units.

Automated radiation background control — an automated system that measures strength of exposure to gamma rays in the background.

Nuclear plant — nuclear equipment used to generate energy in preset operational modes and conditions, installed within project-defined boundaries that uses for that purpose one or more nuclear reactors and a set of related systems, devices, equipment, and buildings with personnel.

Nuclear power industry — section of the power industry that engages nuclear energy to produce heat and electricity.

Nuclear Energy Agency (NEA) — dedicated agency under the Organization for Economic Cooperation and Development (OECD), an intergovernmental organization of developed nations, having its headquarters in Paris, France. To date 30 countries are part of OECD. NEA's objective is to promote research and technological development and harmonization of national regulatory documents of member countries for safe, cost-effective, and ecologically clean use of nuclear power for peaceful purposes.

Nuclear plant safety — a nuclear plant's ability, during normal and abnormal operation, including emergencies, to keep the radiation impact on its personnel, citizens, and the environment within specific required limits.

Fast reactor (fast neutron reactor) — nuclear reactor in which the fission chain reaction is sustained by fast neutrons (with an energy of >105 eV).

WANO — World Association of Nuclear Plant Operators, whose mission is to maximize the safety and reliability of nuclear plant operations worldwide through exchange of information and encouraging contacts among its members, comparing their working results and promoting best practices.

Commissioning — a process when the systems and equipment of the power unit or the entire NPP are launched, and their project compliance is checked. The process includes pre-commissioning setup, physical and power start-up, pilot operation, and finally commissioning of the NPP.

Water-cooled water-moderated power reactor — a shell-protected power reactor using water under pressure as heat medium, moderator, and neutron reflector.

Radioactive emission — a substance (or mix) as a gas and/or aerosol, released into the environment (air) from emitting sources.

Radiation dose — in radiation safety, a measure of impact by ionizing radiation on a biological object, typically a human. Distinction is made among exposure, absorbed, and equivalent doses.

Unified State System for Emergency Prevention and Response — an organizational system that integrates management bodies, forces and means commanded by the Federal Government, the governments of the Russian Federation constituents, local governments, and organizations, whose functions include addressing the issues regarding protection of the population and territories in emergencies. The system is designed to protect citizens and land against natural, industrial, or other disasters, to provide defense at times of peace for citizens, territories, and the environmental, material, and cultural values of the country.

NPP life cycle — all stages of evolution that a nuclear plant passes through during its existence; this includes design, construction, commissioning, operation, and decommissioning.

Closed nuclear fuel cycle — a nuclear fuel cycle (NFC) where spent nuclear fuel unloaded from the reactor is recycled to recover uranium and plutonium to be reused in nuclear fuel.

Beyond design basis accident — an accident caused by the initiating events that are not considered as such for the design basis accidents, or when a single failure of a design basis accident is accompanied by additional safety system failures, wrong decisions made by personnel.

Nuclear reactor protection shell — a device in a nuclear reactor designed to hold radioactive nuclides within the volume of the shell, in the event of emergency decompression of the reactor equipment.

Safety protections — systems (components) designed to prevent or mitigate damage to nuclear fuel, fuel element jackets, equipment, and pipelines that contain radioactive substances.

Intellectual capital — organizational intangible assets, including development of potential of already hired personnel and prospective employees (university graduates).

Availability factor (AF) — refers to the capability of rated electrical load bearing of the power unit, expressed as the ratio of the sum of power generated by the unit, and power that wasn't generated by reasons unrelated to the power unit, to the power generated during this period of time under rated (installed) capacity. The standard value for a NPP is AF = 80%.

Capacity factor — ratio of a power unit (power plant) output for a specific time interval to the power unit output at the nominal (installed) capacity for this time interval.

Emergency drill complex — a set of exercise activities the Concern holds to train its NPP management, forces, and facilities to respond to an emergency.

Concern's Crisis Center — a key component within the structure of emergency support to NPPs, it monitors main parameters of production, radiation, environment, and fire safety in the 24/7 mode.

Nuclear reactor shell — a tight reservoir designed to hold the core zone of the nuclear reactor, neutron reflector, monitoring and experimental hardware, and to organize the cooling of the reactor using a heat medium flow.

Safety culture — culture where all individuals are trained, skilled, and psychologically prepared, ensuring that NPP safety becomes a priority and inherent need that results in understanding of own responsibility, and self-control during safety-related activities.

Spent nuclear fuel — nuclear fuel contaminated in the reactor's core zone and withdrawn from it completely.

Floating thermal nuclear power plant (FTNPP) — a mobile thermal nuclear power plant with small output capacity to be used in remote regions of Russia, and abroad, for the desalination of seawater, inter alia. The plant is a non-propelled craft with a nuclear power unit, transported to the region of operation via waterways.

Radiation safety — condition when the existing and future human generations are protected against health-damaging impacts of ionizing radiation.

Radiation control — collecting information about the radiation situation at NPPs, in the environment, and people exposure.

RBMK (high-power channel reactor) — channel-type, water-cooled graphite-moderated power reactor with the power capacity of 1 GW and above, where water boils in duct channels, and saturated steam is supplied from separators into the turbines.

Reactor unit — a set of NPP systems and components designed to convert nuclear power to heat, including a reactor and directly related systems that support its normal operation, emergency cooling, emergency protections, and safety assurance, and provide compliance with mandatory auxiliary and support functions from other systems of the power plant. The limits for the reactor unit are stated specifically for each NPP in its project pack.

Situation Crisis Center — a center that ensures technical, technological, information exchange, and analytic support to activities of the HQ of Rosatom State Corporation, and involvement in information support to ongoing management of the industry both under routine conditions and in emergencies.

Fuel element — the key structural component in a nuclear reactor's core zone in which nuclear fuel is encapsulated.

Energy efficiency — efficient (rational) use of energy resources, to achieve economically justified efficiency at the existing level of engineering and technology, given compliance with environmental protection regulations.

Голоссарий

ВОО (Build-Own-Operate, англ. «строю — ​владею — э​ксплуатирую») — ​проектная схема, по которой проектная компания, сооружающая объект, в дальнейшем также владеет объектом и занимается его эксплуатацией. Данная форма финансирования проектов позволяет аккумулировать необходимые финансовые ресурсы, снизить инвестиционные риски, объединить интересы различных сторон — участников проекта.

INES — м​еждународная шкала ядерных событий. Введена с целью облегчить связь и взаимопонимание между специалистами атомной промышленности, средствами массовой информации и общественностью по поводу значимости с точки зрения безопасности событий (происшествий), случающихся на ядерных установках. В рамках шкалы события классифицируются по семи уровням: в верхних уровнях (4–7) они называются «авариями», а в нижних уровнях (1–3) — ​«инцидентами». События, не существенные с точки зрения безопасности, классифицируются ниже шкалы уровнем 0 и называются «отклонениями». События, не имеющие отношения к безопасности, не входят в шкалу и считаются вне шкалы.

Активная зона — ​часть реактора, в которой размещены ядерное топливо, замедлитель, поглотитель, теплоноситель, средства воздействия на реактивность и элементы конструкций, предназначенные для осуществления управляемой цепной ядерной реакции деления и передачи энергии теплоносителю.

Автоматизированная система радиационного контроля — ​автоматизированная система, включающая информационно-измерительные аппаратурные комплексы и оборудование, обеспечивающее их функционирование. Система обеспечивает получение и обработку информации о контролируемых параметрах, характеризующих радиационное состояние в зоне контролируемого доступа АЭС, на промплощадке, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения при всех режимах работы АЭС, включая проектные и запроектные аварии, а также состояние АЭС при выводе энергоблоков из эксплуатации.

Автоматизированная система контроля радиационной обстановки — ​автоматизированная система измерения мощности дозы гамма-излучения на местности.

Атомная станция — ядерная установка для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающаяся в пределах определенной проектом территории, на которой для осуществления этой цели используется ядерный реактор (реакторы) и комплекс необходимых систем, устройств, оборудования и сооружений с персоналом.

Атомная (ядерная) энергетика — ​раздел энергетики, связанный с использованием ядерной энергии для производства тепла и электрической энергии.

Агентство по ядерной энергии (АЯЭ) — специализированное учреждение в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), межправительственной организации промышленно развитых стран, расположенной в Париже(Франция), в состав которой на сегодняшний день входит 30 государств. Задачей АЯЭ является содействие странам-участницам в научно-техническом развитии, гармонизации национальных нормативно-правовых инструментов для безопасного, экономичного и экологически чистого использования атомной энергии в мирных целях.

Безопасность АЭС — свойство атомной станции при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации, включая аварии, ограничивать радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду установленными пределами.

Быстрый реактор (реактор на быстрых нейтронах) — ядерный реактор, использующий для поддержания цепной ядерной реакции нейтроны с энергией >105 эВ (быстрые нейтроны).

ВАО АЭС — ​Всемирная ассоциация организаций, эксплуатирующих АЭС, миссией которой является максимальное повышение безопасности и надежности эксплуатации АЭС всего мира посредством обмена информацией и поощрения контактов среди своих членов, сопоставления результатов их работы и следования примеру лучших.

Ввод в эксплуатацию — ​процесс, во время которого системы и оборудование энергоблока АЭС или АЭС в целом начинают функционировать и проверяется их соответствие проекту. Процесс включает предпусковые наладочные работы, физический и энергетический пуски, опытно-промышленную эксплуатацию и завершается сдачей АЭС в промышленную эксплуатацию.

Водо-водяной энергетический реактор — ​корпусной энергетический реактор с водой под давлением, в котором вода выступает в качестве теплоносителя, замедлителя и отражателя нейтронов.

Выброс радиоактивных веществ — ​поступление вещества (смеси веществ) в газообразном и/или аэрозольном состоянии в окружающую среду (атмосферу) из источников выбросов.

Доза облучения — ​в радиационной безопасности — ​мера воздействия ионизирующего излучения на биологический объект, в частности на человека. Различают экспозиционную, поглощенную и эквивалентную дозы.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — ​организационная система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства.

Жизненный цикл АЭС — ​совокупность стадий развития, которые проходит АЭС за период своего существования, включающая проектирование, строительство, эксплуатацию, вывод из эксплуатации.

Замкнутый ядерный топливный цикл — ​ядерный топливный цикл (ЯТЦ), в котором отработавшее ядерное топливо, выгруженное из реактора, перерабатывается для извлечения урана и плутония для повторного изготовления ядерного топлива.

Запроектная авария — ​авария, вызванная не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями или сопровождающаяся дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности сверх единичного отказа, реализацией ошибочных решений персонала.

Защитная оболочка ядерного реактора — ​устройство ядерного реактора, предназначенное для удержания радиоактивных нуклидов внутри объема, ограниченного оболочкой, в случае аварийной разгерметизации оборудования ядерного реактора.

Защитные системы безопасности — системы (элементы), предназначенные для предотвращения или ограничения повреждения ядерного топлива, оболочек твэлов, оборудования и трубопроводов, содержащих радиоактивные вещества.

Интеллектуальный капитал — ​организационные нематериальные активы, включая развитие потенциальных возможностей действующего персонала и потенциальных сотрудников (выпускников вузов).

Коэффициент готовности (Кгот) энергоблока, связанный с возможностью несения номинальной электрической нагрузки — ​это отношение суммы произведенной энергоблоком электрической энергии и недовыработки электроэнергии за счет причин, не зависящих от атомной станции, к выработке электроэнергии энергоблока при работе в этот период времени на номинальном (установленном) уровне мощности. Для АЭС, как правило, Кгот = 80 %.

Коэффициент использования установленной мощности — ​отношение произведенной энергоблоком (электростанцией) электрической энергии за определенный период времени к выработке электроэнергии при работе энергоблока в этот период времени на номинальном (установленном) уровне мощности.

Комплекс противоаварийных учений — ​комплекс мероприятий, проводимых Концерном, для отработки готовности действий органов управления, сил и средств АЭС в случае возникновения аварии.

Кризисный центр Концерна — ​ключевой элемент в структуре противоаварийной поддержки АЭС, осуществляет круглосуточный мониторинг основных технологических, радиационных, экологических и противопожарных параметров.

Корпус ядерного реактора — герметичный резервуар, предназначенный для размещения в нем активной зоны ядерного реактора, отражателей нейтронов, контролирующих и экспериментальных устройств, а также для организации охлаждения реактора потоком теплоносителя.

Культура безопасности — ​квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности АЭС является приоритетной целью и внутренней потребностью, проводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность.

Отработанное ядерное топливо — ​ядерное топливо, облученное в активной зоне реактора и окончательно удаленное из нее.

Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) — ​мобильная атомная теплоэлектростанция малой мощности для использования в удаленных регионах России и зарубежья, в том числе для опреснения морской воды. Представляет собой несамоходное судно с ядерной энергетической установкой, транспортируемое в регион размещения по водным путям.

Радиационная безопасность — ​состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

Радиационный контроль — получение информации о радиационной обстановке на АЭС, в окружающей среде и об уровнях облучения людей.

РБМК (реактор большой мощности канальный) — ​канальный водографитовый энергетический реактор электрической мощностью, равной и более 1 ГВт, с кипением воды в технологических каналах и прямой подачей насыщенного пара из сепараторов в турбины.

Реакторная установка — ​комплекс систем и элементов АЭС, предназначенный для преобразования ядерной энергии в тепловую, включающий реактор и непосредственно связанные с ним системы, необходимые для его нормальной эксплуатации, аварийного охлаждения, аварийной защиты и поддержания в безопасном состоянии при условии выполнения требуемых вспомогательных и обеспечивающих функций другими системами станции. Границы реакторной установки устанавливаются в проекте каждой АЭС.

Ситуационно-кризисный центр — ​центр, способствующий: технической, технологической и информационно-аналитической поддержке деятельности центрального аппарата ГК «Росатом», обеспечивающий участие в информационном обеспечении оперативного управления отраслью в условиях повседневной деятельности и чрезвычайной ситуации.

Тепловыделяющий элемент (твэл) - ​конструктивный элемент активной зоны ядерного реактора, содержащий ядерное топливо.

Энергоэффективность — ​эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов — ​достижение экономически оправданной эффективности при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды.