3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Положение в электроэнергетике 3.2 Международная деятельность 3.3. Генерирующие мощности. Развитие потенциала генерации 3.4. Обеспечение безопасности российских АЭС 3.5. Радиационное воздействие на персонал и население 3.6. Воздействие на окружающую среду 3.7. Финансовые результаты 3.8. Кадровая политика и охрана труда 3.9. Управление инновациями. Сохранение и передача знаний 3.10. Социальная политика. Развитие территорий. Благотворительность 3.11. Инвестиционная программа

3.6. Воздействие на окружающую среду

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов являются важнейшими задачами АО «Концерн Росэнергоатом».

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Экологическая политика Концерна обеспечивает реализацию основных положений Конституции и законодательства Российской Федерации, определение основных принципов и обязательств в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и устойчивого экологически ориентированного развития предприятия.

Экологическая политика (ЭП) Концерна доступна на сайте http://www.rosenergoatom.ru/environment_safety/environment/.

Основные принципы ЭП Концерна:

  • обеспечение соответствия производственной деятельности законодательным и другим нормативным требованиям и стандартам, в том числе международным, в области охраны окружающей среды;
  • снижение воздействия АЭС на окружающую среду до возможно низкого и практически достижимого уровня;
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • открытость и доступность информации о природоохранной деятельности;
  • совершенствование системы экологического менеджмента.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭП КОНЦЕРНА:

  • обеспечение соответствия производственной деятельности законодательным и другим нормативным требованиям и стандартам, в том числе международным, в области охраны окружающей среды;
  • снижение воздействия АЭС на окружающую среду до возможно низкого и практически достижимого уровня;
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • открытость и доступность информации о природоохранной деятельности;
  • совершенствование системы экологического менеджмента.

СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИТОГИ 2015 Г.

Производственная деятельность АЭС в 2015 г. осуществлялась при безусловном выполнении требований норм и правил природоохранного законодательства. АЭС работали надежно и безопасно, оказывая минимально возможное воздействие на окружающую среду:

  • проведен анализ изменений природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Актуализированы «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами в АО «Концерн Росэнергоатом» и РД ЭО «Руководство по организации работ при обращении с отходами производства и потребления АО «Концерн Росэнергоатом»;
  • организованы и проведены инспекционные и/или ресертификационные аудиты сертифицированных систем экологического менеджмента центрального аппарата Концерна и действующих АЭС на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2004 и национального стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Действие экологических сертификатов подтверждено;
  • получено положительное заключение государственной экологической экспертизы по материалам обоснования лицензии на эксплуатацию блока No 1 Калининской АЭС на мощности 104%, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по ЦФО;
  • введена в промышленную эксплуатацию в АО «Концерн Росэнергоатом» автоматизированная информационная система «Экологическая безопасность АЭС»;
  • выполнены мероприятия 2015 г. «Комплексного плана реализации Экологической политики Госкорпорации «Росатом» на 2012 г. и на период до 2015 г.» в части, касающейся АО «Концерн Росэнергоатом» и его филиалов — действующих АЭС.

В рамках реализации Экологической политики Концерна выполнены следующие основные значимые работы:

  • на Белоярской АЭС приобретены новые современные сорбирующие материалы для фильтров химводоочистки. В результате отмечено снижение содержания загрязняющих веществ (ЗВ) в сбрасываемой воде выпуска № 7;
  • на Калининской АЭС завершена модернизация очистных сооружений ливневой канализации 1 очереди;
  • на Ленинградской АЭС завершены строительно-монтажные, пуско-наладочные работы и осуществлен ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений дренажно-ливневых стоков на выпуске № 4 основной промплощадки;
  • на Нововоронежской АЭС в рамках выполнения компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов и в целях улучшения качества воды и сохранения ихтиофауны, осуществлен выпуск молоди растительноядных видов рыб (толстолобик) в пруд-охладитель пятого энергоблока и в реку Дон;
  • на Смоленской АЭС проведена модернизация очистных сооружений биологической очистки;
  • на Кольской АЭС выполнены работы по оценке эффективности работы очистных сооружений, подготовлен отчет «Оценка эффективности работы очистных сооружений Кольской атомной станции».

ОБЪЕМ ВЫБРОСОВ ЗВ В АТМОСФЕРУ АТОМНЫМИ СТАНЦИЯМИ ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ГОДА В 2013‐2015 ГГ.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Вклад атомных станций в загрязнение атмосферного воздуха по сравнению со всеми отраслями народного хозяйства остается ничтожно малым.

Объемы выбросов ЗВ в атмосферный воздух атомными станциями не превышают допустимых значений и значительно ниже установленных природоохранными органами лимитов. Основная доля выбросов ЗВ атомных станций приходится на пускорезервные котельные, котельные профилакториев и периодически включаемые с целью регламентного опробования резервные дизельгенераторные станции.

На всех атомных станциях валовые выбросы ЗВ в атмосферу не превышали значений установленных нормативов.

В 2015 Г.:

  • выброшено в атмосферу 1 314 т ЗВ (30,6 % от разрешенного в отчетном году);
  • объем выбросов твердых ЗВ — 45 т, газообразных и жидких — 1 269 т;
  • на газоочистные и пылеулавливающие установки поступило 206 т ЗВ, из них уловлено и обезврежено 201 т (эффективность улавливания около 98%).

ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРУ NO X , SO X И ДРУГИХ ЗНАЧИМЫХ ЗВ С УКАЗАНИЕМ ТИПА И МАССЫ, Т

ПОКАЗАТЕЛЬ 2013 Г. 2014 Г. 2015 Г.
Диоксид серы 851,6 723,3 613,6
Оксид углерода 156,5 143,0 143,3
Оксиды азота (в пересчете на NO 2 ) 208,9 229,9 222,8
Углеводороды (без летучих органических соединений) 205,0 (в том числе 201,0 т метана) 238,0 (в том числе 230,3 т метана) 162,4 (в том числе 161,9 т метана)
Летучие органические соединения 68,4 90,9 102,9
Прочие газообразные и жидкие 21,2 25,5 23,8
Итого 1 511,6 1 450,6 1 268,8

ВЫБРОСЫ ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ (ОРВ) В 2014–2015 ГГ.

НАИМЕНОВАНИЕ ОРВ ВЫБРОШЕНО ОРВ, Т
2014 г. 2015 г.
ГХФУ-22 6,943 7,446
Итого с учетом ОРC 6,943х0,055=0,382 7,446х0,055=0,410
ГХФУ-141b 0,170 1,670
Итого с учетом ОРC 0,170х0,11=0,019 1,670х0,11=0,184
ГХФУ-142b 0,465 0,805
Итого с учетом ОРC 0,465х0,065=0,030 0,805х0,065=0,052

АЭС стремятся к дальнейшему снижению нагрузки на атмосферу: совершенствуется технология в области повышения КПД сжигания топлива, используется мазут лучшего качества (с меньшим содержанием серы); совершенствуются технологии покрасочных работ; вводятся в эксплуатацию эффективные газоочистные и пылеулавливающие установки.

СБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Атомные станции являются крупными водопользователями, поэтому вопросы водопотребления и водоотведения занимают важное место в природоохранной деятельности. Практически вся забранная из водных объектов вода (более 99 %) на АЭС использовалась на производственные нужды (охлаждение технологических сред в конденсаторах турбин и теплообменном оборудовании) и возвращалась в водные объекты.

Морская вода забирается из Балтийского моря (Копорская губа Финского залива).

Забор пресной воды производился из следующих источников:

  • Водоем-охладитель, Саратовское водохранилище (Балаковская АЭС);
  • Белоярское водохранилище (Белоярская АЭС);
  • водохранилище на руч. Большой Поннеурген (Билибинская АЭС);
  • оз. Удомля (Калининская АЭС);
  • оз. Имандра (Кольская АЭС);
  • р. Сейм (Курская АЭС);
  • р. Систа, р. Коваши, оз. Копанское (Ленинградская АЭС);
  • р. Дон (Нововоронежская АЭС);
  • Цимлянское водохранилище (Ростовская АЭС);
  • Десногорское водохранилище на р. Десна (Смоленская АЭС).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ С РАЗБИВКОЙ ПО ИСТОЧНИКАМ, МЛН М3

ЗАБИРАЕМАЯ ВОДА ПО ИСТОЧНИКАМ 2013 Г. 2014 Г. 2015 Г.
Питьевая вода из природных водных источников 9,3 (из них 7,8 — подземные воды) 11,8 (из них 7,6 — подземные воды) 11,8 (из них 8,1 — подземные воды)
Питьевая вода из систем водоснабжения коммунального назначения 6,8 7,5 7,3
Техническая пресная вода из природных водных объектов 1 818,6 1 818,9 1 683,3
Морская вода 3 544,0 4 654,1 5 149,0
Итого 5 378,7 6 492,3 6 851,9

ОБЩИЙ ОБЪЕМ МНОГОКРАТНО И ПОВТОРНО ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ВОДЫ, МЛН М 3

РАСХОД ВОДЫ 2013 Г. 2014 Г. 2015 Г.
В системах оборотного водоснабжения 28 399,9 28 777,8 31 203,4
В системах повторного водоснабжения 312,7 358,9 410,4

Атомные станции не оказывают существенного влияния на источники воды. Водные источники атомных станций к охраняемым территориям не относятся. Атомные станции не оказывают воздействия на водно-болотные угодья, включенные в Рамсарский список.

В 2015 г. водоотведение АЭС соответствовало водобалансу, количеству выработанной электроэнергии и составило 93,4 % объема использованной воды, что является хорошим показателем использования водных ресурсов. Водопользование осуществлялось в соответствии с утвержденными в природоохранных органах лимитами.

На всех АЭС сточные воды хозяйственнобытовой и промливневой канализации перед сбросом в поверхностные водные объекты проходили очистку. Контроль содержания ЗВ, поступающих в поверхностные водные объекты со сточными водами АЭС, проводился в соответствии с согласованными и утвержденными в установленном порядке регламентами.

Все водохранилища, используемые для технического и оборотного водоснабжения АЭС (за исключением Ленинградской и Билибинской АЭС), включены в «Перечень водохранилищ (в том числе водохранилищ с емкостью более 10 млн м 3 ), в отношении которых разработка правил использования водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование)» 1 . Эксплуатация водохозяйственных систем на водоемах федерального значения накладывает на атомные станции дополнительную ответственность за сохранность и рациональное использование водных ресурсов, за чистоту территорий водоохранных зон и т. п.

Всего в 2015 г. было отведено 6 401 млн м 3 , а доля загрязненных сточных вод составила 0,07 %.

В водные объекты в 2015 г. отведено 6 388,5 млн м 3 нормативно-чистых вод, 7,2 млн м 3 нормативно-очищенных вод, в т. ч.:

  • 6,8 млн м 3 на сооружениях механической очистки вод;
  • 0,4 млн м 3 на сооружениях биологической очистки вод;
  • Сброс сточных вод производился в следую­щие водные объекты:
  • Водоем-охладитель, Саратовское водохранилище (Балаковская АЭС);
  • Белоярское водохранилище, Ольховское болото (Белоярская АЭС);
  • руч. Большой Поннеурген (Билибинская АЭС);
  • озера-охладители, р. Волчина, р. Хомутовка (Калининская АЭС);
  • оз. Имандра (Кольская АЭС);
  • р. Сейм (Курская АЭС);
  • р. Систа, р. Коваши, р. Пейпия, Финский залив (Ленинградская АЭС);
  • р. Дон (Нововоронежская АЭС);
  • Цимлянское водохранилище, водоем-охладитель (Ростовская АЭС);
  • Десногорское водохранилище на р. Десна (Смоленская АЭС).

Объемы сбросов загрязненных сточных вод постепенно сокращаются, что обусловлено планомерной реализацией на атомных станциях мероприятий по модернизации и реконструкции систем очистки сточных вод.

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Деятельность АЭС по охране окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления (далее — отходы) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и на основании лицензии, а также утвержденных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Как и на любом другом предприятии, на атомных станциях в процессе производственной деятельности образуются отходы пяти классов опасности. В 2015 г. на атомных станциях образовалось 45 256 т отходов, что на 11 126 т больше, чем в 2014 г. (34 130 т). Увеличение количества образовавшихся отходов произошло в основном за счет образования на Ленинградской АЭС отходов 5 класса опасности (практически неопасные) — отходы (осадки) водоподготовки при механической очистке природных вод, которые были переданы для использования сторонней организации.

ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РАЗБИВКЕ ПО КЛАССАМ, Т

ПОКАЗАТЕЛИ 2013 Г. 2014 Г. 2015 Г.
1 класс 59 56 47
2 класс 57 256 131
3 класс 2 311 1 369 2 795
4 класс 13 544 15 406 12 782
5 класс 19 994 17 043 29 501

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ В 2015 Г., Т

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТХОДОВ, ОБРАЗОВАВШИХСЯ В 2015 Г., ПО КЛАССАМ ОПАСНОСТИ

Наличие отходов на начало 2015 г. — 17 156 т, на конец года — 19 463 т. В результате деятельности по обращению с отходами АЭС в 2015 г. обезврежено 4,6 т отходов (из них — 4,2 т 1 класса опасности (чрезвычайно опасные), 0,4 т 2 класса опасности (высокоопасные); использовано 578 т отходов 3–5 классов опасности (умеренно опасные, малоопасные и практически неопасные)); передано другим предприятиям 40 571 т; захоронено на собственных объектах 1 795 т отходов 3–5 классов опасности.

Источниками образования отходов являются вспомогательные подразделения и участки, обеспечивающие работу атомных станций (техобслуживание и ремонт зданий, оборудования, обслуживание персонала АЭС, очистка сточных вод, обработка металла и древесины).

Все отходы производства и потребления размещаются на оборудованных площадках, в специальных хранилищах, и их утилизация контролируется экологическими службами атомных станций.

ЗАТРАТЫ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Затраты АЭС на охрану окружающей среды формируются из затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов (включая выплаты другим предприятиям за прием и очистку сточных вод), атмосферного воздуха, на охрану окружающей среды от негативного воздействия отходов производства и потребления (включая оплату договоров на передачу отходов специализированным организациям) и на рекультивацию нарушенных и загрязненных земель.

В соответствии с действующим законодательством предусматривается плата за негативное воздействие на окружающую среду как форма частичной компенсации ущерба, наносимого природопользователем окружающей среде.

Атомными станциями предусматривается плата за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

ЗАТРАТЫ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, МЛН РУБ.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕКУЩИЕ (ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ) ЗАТРАТЫ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОПЛАТА УСЛУГ ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата 182 10
на сбор и очистку сточных вод 472 130
на обращение с отходами 139 208
на защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод 259 192
на защиту окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия 0 8
на сохранение биоразнообразия и охрану природных территорий 2 43
на обеспечение радиационной безопасности окружающей среды 1 225 326
на научно-исследовательскую деятельность и разработки по снижению негативных антропогенных воздействий на окружающую среду 1 1
на другие направления деятельности в сфере охраны окружающей среды 175 33

ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ТЫС. РУБ.

Наименование Фактически выплачено за год
2013 г. 2014 г. 2015 г.
Плата за допустимые и сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (размещение отходов производства и потребления) 11 064 15 705 13 775
Средства (иски) и штрафы, взысканные в возмещение ущерба, причиненного нарушением природоохранного законодательства 0 140 0

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ РИСКАМИ

Наиболее эффективным научным подходом, позволяющим количественно оценить воздействие разных техногенных факторов на состояние окружающей среды и здоровье человека, является методология анализа риска. С конца 1980‐х гг. эта методология успешно применяется во всех экономически развитых странах как один из приоритетных и наиболее эффективных инструментов научного обоснования управленческих решений в области охраны здоровья человека и окружающей среды.

В последние годы ИБРАЭ РАН был выполнен целый ряд научных проектов позволивших провести сравнительный анализ радиационных рисков, обусловленных функционированием российских АЭС, и химических рисков, связанных с работой угольных ТЭС, других промышленных объектов и техногенных факторов для здоровья населения России. Такие исследования по оценке радиационных и химических рисков для здоровья населения в регионах расположения АЭС были проведены для Свердловской и Воронежской областей, где расположены соответственно Белоярская и Нововоронежская АЭС, в отношении которых принято решение о строительстве новых блоков.

Полученные результаты учитывались при выработке экологической политики Концерна и при развитии системы экологического менеджмента (СЭМ) Концерна.

В настоящее время достигнут высокий уровень безопасности атомных станций. Радиационное воздействие атомных станций на окружающую среду за счет фактических выбросов и сбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и в водные объекты значительно ниже допустимых значений и не превышает минимально значимой дозы, равной 10 мкЗв в год. При таком поступлении радионуклидов в окружающую среду радиационный риск для населения является гарантированно безусловно приемлемым (менее 10 ‐6 ), что позволяет считать фактические выбросы и сбросы АЭС оптимизированными.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИЕМЛЕМОСТЬ

В Концерне разработаны программные мероприятия по ключевым направлениям деятельности, в том числе по охране окружающей среды, и корпоративные стандарты, которые отражают цели на ближайшую перспективу и соответствуют стратегической концепции Концерна по совершенствованию СЭМ.

В целях приведения природоохранной деятельности АЭС в соответствие с требованиями российского законодательства и нормативными актами различного уровня разработаны и введены в действие стандарты организации:

  • «Основные правила обеспечения охраны окружающей среды на атомных станциях»;
  • «Методические рекомендации по организации производственного экологического мониторинга на атомных станциях»;
  • «Методические рекомендации. Технологии сокращения объемов и способы вторичного использования опасных отходов, образующихся при эксплуатации АС»;
  • «Руководство по организации работ при обращении с отходами производства и потребления»;
  • «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами в АО «Концерн Росэнергоатом» и др.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ И СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Для достижения цели и реализации основных принципов Экологической политики Концерн принял на себя обязательство внедрять и поддерживать лучшие методы экологического управления в соответствии с международными и национальными стандартами в области экологического менеджмента.

Концерн обеспечивает экологически безопасное производство электрической и тепловой энергии на атомных станциях, совершенствование СЭМ и ее сертификацию на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2004 и национального стандарта ГОСТ Р ИСО 14001‐2007, что является эффективным способом подтверждения приверженности Концерна идеям охраны окружающей среды, а также возможностью повысить конкурентоспособность и улучшить взаимодействие с заинтересованными сторонами и общественностью.

В 2015 г. проведены инспекционные аудиты СЭМ центрального аппарата Концерна и ресертификационные аудиты сертифицированных СЭМ на Билибинской, Калининской, Кольской, Курской, Ленинградской, Нововоронежской, Ростовской и Смоленской АЭС. По результатам аудитов выданы сертификаты соответствия СЭМ требованиям стандарта.

Инспекционные и / или ресертификационные аудиты проводились высококвалифицированными специалистами, имеющими национальную и международную аккредитацию, которые отметили высокий уровень организации работ по формированию и развитию СЭМ Концерна и каждой действующей АЭС.