3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Положение в электроэнергетике 3.2 Международная деятельность 3.3. Генерирующие мощности. Развитие потенциала генерации 3.4. Обеспечение безопасности российских АЭС 3.5. Радиационное воздействие на персонал и население 3.6. Воздействие на окружающую среду 3.7. Финансовые результаты 3.8. Кадровая политика и охрана труда 3.9. Управление инновациями. Сохранение и передача знаний 3.10. Социальная политика. Развитие территорий. Благотворительность 3.11. Инвестиционная программа

3.4. Обеспечение безопасности российских АЭС

Безопасность — наивысший приоритет Концерна как эксплуатирующей организации. Филиалы Концерна — атомные электростанции на протяжении всего периода эксплуатации демонстрируют надежную и безопасную работу по всем направлениям своей деятельности.

ПОЛИТИКА И БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ АЭС

АО «Концерн Росэнергоатом» видит свою миссию в обеспечении потребителей электрической и тепловой энергией, произведенной на АЭС Концерна, при гарантированном обеспечении безопасности как высшего приоритета в своей деятельности.

При этом АО «Концерн Росэнергоатом» в своей деятельности последовательно и целенаправленно выполняет обязательства, вытекающие из Конвенции о ядерной безопасности, учитывает рекомендации положений и руководств по безопасности АЭС МАГАТЭ, а также положения и принципы документов Международной группы по ядерной безопасности (ИНСАГ), изложенные в документах «Основные принципы безопасности атомных станций» и «Культура безопасности».

Наиболее развитая из услуг, предоставляемых МАГАТЭ государствам-членам организации — это миссии по оценке эксплуатационной безопасности АЭС (ОСАРТ). АО «Концерн Росэнергоатом» использует механизм ОСАРТ с 2005 г.

В порядке реагирования на постфукусимский План действий МАГАТЭ по ядерной безопасности эксплуатирующей организацией был разработан долгосрочный план проведения миссий ОСАРТ (до 2023 г.) с более частым проведением миссий (одна станция каждые два года). Получено принципиальное согласие МАГАТЭ на реализацию этого плана, после чего Россия стала страной с самой масштабной программой ОСАРТ.

Кроме того, в 2015 г. АО «Концерн Росэнергоатом» обратилось с инициативой о приглашении миссии МАГАТЭ для рассмотрения корпоративных функций, осуществляемых эксплуатирующей организацией в поддержку безопасности своих АЭС (корпоративной миссии ОСАРТ). Получено согласие МАГАТЭ на проведение такой миссии в 2018 г.

В период 2005– 2015 гг. на российских АЭС проведено пять миссий ОСАРТ и три контрольных посещения ОСАРТ.

О СОСТОЯНИИ БЕЗОПАСНОСТИ

В 2015 г. АЭС России работали безопасно и надежно, сохранилась общая тенденция повышения безопасности действующих АЭС.

В таблице приведена информация по отклонениям на действующих энергоблоках АЭС, несчастным случаям, неплановым автоматическим остановам реактора, пожарам (возгораниям) в сравнении с 2014 г.

На рисунке на с. 83 в графическом виде представлена информация об отклонениях в работе АЭС, классифицированных по шкале INES, за период с 2008 по 2015 гг.

В 2015 г. всего произошло 31 отклонение в работе АЭС, классифицированное по шкале INES уровнем «0» / «ниже шкалы». Три события квалифицированы уровнем «1» по шкале INES: на блоке No 3 Белоярской АЭС, на блоке No 2 Курской АЭС, на блоке № 2 Калининской АЭС.

В 2014 г. зафиксировано два события, квалифицированных уровнем «1» по шкале INES: 2 марта и 4 ноября — оба на энергоблоке № 4 Белоярской АЭС (этап физпуска).

Инцидентов выше уровня «1» по шкале INES в 2015 и 2014 гг. не было.

На действующих АС в 2015 г. имели место один пожар (Ростовская АЭС) и одно загорание (Калининская АЭС). В 2014 г. также имели место один пожар и одно загорание.

В 2015 г. с работниками АО «Концерн Росэнергоатом» произошел один несчастный случай, на Курской АЭС; в 2014 г. – два (на Белоярской и Калининской АЭС).

ОТКЛОНЕНИЯ НА ДЕЙСТВУЮЩИХ АЭС, НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ, НЕПЛАНОВЫЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ ОСТАНОВЫ РЕАКТОРА, ПОЖАРЫ (ВОЗГОРАНИЯ)

АС ОТКЛОНЕНИЯ НЕПЛАНОВЫЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ ОСТАНОВЫ РЕАКТОРА ИЗ КРИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ (КОЛ-ВО) ПОЖАРЫ/ЗАГОРАНИЯ (КОЛ-ВО)
2015 2014 2015 2014 2015 2014 2015 2014
Бал 0 3 0 0 0 0 0 0
Бел 2 1 1 0 0 0 0 0/1
Бил 1 0 1 0 0 0 0 0
Клн 8 5 1 3 0 0 0/1 0
Кол 4 4 0 1 0 0 0 0
Кур 4 9 0 1 1 0 0 1/0
Лен 8 4 1 2 0 0 0 0
Нво 1 3 0 0 0 0 0 0
Рос 2 4 0 1 0 0 1/0 0
Смо 4 5 1 1 0 0 0 0
Итого 34 38 5 9 0 0 1/1 1/1

ДИНАМИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАБОТЕ АЭС ПО ШКАЛЕ INES

ДИНАМИКА НЕПЛАНОВЫХ АВТОМАТИЧЕСКИХ ОСТАНОВОВ С 2009 ПО 2015 ГГ.

НЕПЛАНОВЫЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ ОСТАНОВЫ НА 7000 ЧАСОВ

Среднее (за 7000 часов работы) количество остановов реакторов из критического состояния (показатель ВАО АЭС), представленное на рисунке, на АЭС России существенно ниже, чем на АЭС мира.

КОНТРОЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ АЭС

В Концерне выполняется целый комплекс внутренних и внешних мероприятий, подтверждающих надлежащее выполнение как российских, так и международных требований по обеспечению безопасности АЭС.

Составной частью контроля состояния безопасности АЭС АО «Концерн Росэнергоатом» являются комплексные и целевые проверки состояния безопасности, проводимые подразделениями эксплуатирующей организации, основными целями которых являются:

  • определение текущего состояния безопасности АЭС, выявление возможных общих проблем и негативных тенденций при эксплуатации АЭС;
  • разработка и внедрение АО «Концерн Росэнергоатом» мероприятий и рекомендаций корпоративного уровня, направленных на повышение безопасности АЭС;
  • осуществление эффективного контроля за своевременной реализацией внедряемых мероприятий по повышению безопасности и устойчивости АЭС;
  • выявление и анализ внедренных на АЭС АО «Концерн Росэнергоатом» положительных практик эффективных методов работы по повышению уровня безопасности АЭС;
  • оценка готовности АЭС к нештатным ситуациям, связанным с воздействием неблагоприятных сезонных погодных явлений.

Проверки АЭС проводятся в соответствии с годовым планом работ, графиком проверок АЭС, поручениями руководства АО «Концерн Росэнергоатом» и Генерального инспектора Госкорпорации «Росатом». В случае ухудшения показателей безопасной эксплуатации АЭС, увеличения количества отказов оборудования или роста количества нарушений в работе АЭС, проводятся целевые проверки, направленные на углубленное изучение причин ухудшения состояния безопасности и принятие необходимых корректирующих действий по их устранению.

В 2015 г. комиссиями инспекционного и производственного контроля Концерна проведено 34 проверки безопасности действующих и сооружаемых АЭС.

Для реализации необходимых действий по проблемным областям эксплуатации электрооборудования АЭС в 2015 г. эксплуатирующей организацией организованы и проведены на АЭС внеплановые целевые самооценки по темам: «Состояние и качество эксплуатации электротехнического оборудования на АЭС» и «Эффективность применения базовых составляющих культуры безопасности».

По выявленным в ходе проверок проблемным областям приняты необходимые меры по совершенствованию эксплуатационной безопасности АЭС, в том числе на уровне эксплуатирующей организации.

На основании анализа состояния и тенденций безопасности АЭС за 2015 г. сформирован перечень ключевых проектов и проблемных областей для инспекционного мониторинга и оценки результативности на 2016 г.:

  • физический и энергетический пуск головного блока с ВВЭР-1200 (НВО-6);
  • реализация мероприятий по повышению устойчивости АЭС (постфукусимские);
  • реализация долгосрочных программ мероприятий по результатам проверки Концерна комиссией Ростехнадзора;
  • реализация комплексных мероприятий по повышению эффективности взаимодействия участников сооружения энергоблоков и действующих АЭС по вопросам безопасности и охраны труда;
  • эксплуатация электротехнического оборудования на действующих АЭС;
  • работа с технологическими защитами и блокировками на действующих АЭС;
  • перемещение тяжеловесного оборудования на действующих и строящихся АЭС.

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ АЭС К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ ВНЕШНИМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ

В связи с событиями в Японии, приведшими к аварии на АЭС «Фукусима», Концерном разработан и выполнен анализ сценариев возможного развития аварий на российских АЭС при экстремальных внешних воздействиях, с определением мероприятий для смягчения последствий и снижения воздействия на население и окружающую среду в случае тяжелой запроектной аварии («План работ по повышению безопасности действующих АЭС» и «Мероприятия для снижения последствий запроектных аварий на АЭС»).

Ежегодно в Концерне выполняется актуализация мероприятий по результатам их реализации в течение предыдущего периода.

Работы, запланированные на 2015 г., выполнены.

Мероприятия по повышению устойчивости атомных станций к природным и техногенным воздействиям выполняются в три этапа:

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ

Культура безопасности — фундаментальный принцип управления безопасностью АЭС.

Деятельность Концерна в области культуры безопасности направлена на формирование высокого уровня приверженности безопасности у персонала Концерна и АЭС. Это проявляется в непрерывном совершенствовании деятельности, влияющей на безопасность, в самосознании работниками ответственности в области безопасности и самоконтроле при выполнении всех работ, что в итоге гарантирует устойчивый высокий уровень безопасности АЭС.

Подробная информация о действии «Порядка организации работ по формированию и поддержанию культуры безопасности в АО «Концерн Росэнергоатом» приведена в Годовом отчете Концерна за 2014 г. (с. 69–70).

В 2015 г. на АЭС Концерна организована и проведена самооценка эффективности применения базовых составляющих культуры безопасности.

Оценка состояния культуры безопасности позволила выявить направления, связанные с обеспечением надежной и безопасной эксплуатации, которые требуют совершенствования, а именно:

  • повышение эффективности выявления факторов возможных угроз и рисков для безопасности при обходах оборудования оперативным и руководящим персоналом;
  • совершенствование системы вовлечения персонала в обеспечение безопасности за счет добровольных сообщений персонала по выявленным им недостаткам, собственным ошибкам, свершившимся и не свершившимся событиям;
  • мотивации к созданию атмосферы доверия и открытости, исключающей сокрытие важной для безопасности информации.

Результатом самооценки стала разработка станционных и корпоративных мероприятий по совершенствованию культуры безопасности.

В 2015 г. организован Совет по культуре безопасности под руководством Генерального директора. Целью деятельности Совета по культуре безопасности АО «Концерн Росэнергоатом» является развитие приверженности культуре безопасности в Концерне, а также создание атмосферы доверия и открытости при рассмотрении (обсуждении) вопросов, связанных с безопасностью.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В 2015 г. Концерном осуществлялась работа по обеспечению пожарной безопасности, а именно:

  • участие в проверках состояния пожарной безопасности строящихся Балтийской АЭС, Ленинградской АЭС-2, Нововоронежской АЭС-2, энергоблоков № 3, 4 Ростовской АЭС, энергоблока № 4 Белоярской АЭС, ПАТЭС;
  • обеспечена реализация на всех АЭС организационно-технических мероприятий для подготовки к весенне-летнему пожароопасному и осенне-зимнему периодам;
  • рассмотрение материалов и подготовка заключений для экспертной комиссии капитального строительства;
  • участие в реализации «Плана совершенствования противопожарной защиты сооружаемых АЭС АО «Концерн Росэнергоатом» и повышения эффективности контроля за состоянием пожарной безопасности», утвержденного генеральным директором ГК «Росатом»;
  • разработаны и введены в действие нормативные документы, регулирующие обеспечение пожарной безопасности на АЭС;
  • обеспечено внедрение систем противопожарной защиты на вводимых в эксплуатацию энергоблоках № 4 Белоярской АЭС, № 6 Нововоронежской АЭС, № 3 Ростовской АЭС.

В целях повышения уровня противопожарной защиты атомных станций, а также готовности пожарных и персонала к тушению пожаров, в 2015 г. на Ленинградскую АЭС осуществлена поставка огневого учебно-тренировочного комплекса.

ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Концерн уделяет большое внимание обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) АЭС.

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 1 по состоянию на 31 декабря 2015 г. в ведомственном (отраслевом) разделе государственного реестра опасных производственных объектов зарегистрировано 86 ОПО, которые застрахованы в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

В соответствии с требованиями нормативных документов для опасных производственных объектов I и II классов опасности разработаны декларации промышленной безопасности. Работники Концерна, связанные с эксплуатацией ОПО, проходят подготовку и аттестацию по вопросам промышленной безопасности в соответствующих комиссиях Ростехнадзора, центрального аппарата Концерна и АЭС.

Для предупреждения промышленных аварий и инцидентов, планирования и реализации приоритетных и перспективных мер, направленных на повышение уровня промышленной безопасности ОПО, а также обеспечение готовности персонала Концерна к локализации и ликвидации последствий аварий и инцидентов на ОПО, в Концерне реализована система управления промышленной безопасностью.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Режим нераспространения ядерных материалов обеспечивает система учета и контроля ядерных материалов Концерна, функционирование которой осуществляется в полном соответствии с требованиями международных и российских нормативных актов и находится под контролем Госкорпорации «Росатом» и Ростехнадзора.

Система обеспечения нераспространения ядерных материалов подробно описана в Годовом отчете 2014 г. (с. 74–75). Для выполнения учета и контроля ядерного топлива в местах хранения и использования тепловыделяющих сборок ежегодно проводится физическая инвентаризация ядерных материалов.

СИСТЕМА АВАРИЙНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА АЭС РОССИИ

ПРОТИВОАВАРИЙНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И АВАРИЙНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Для планирования, обеспечения готовности и реализации мероприятий по защите персонала и территорий атомных станций от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Концерне создана и функционирует система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (СЧСК).

Структурно СЧСК Концерна является подсистемой Отраслевой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Госкорпорации «Росатом», и ее функционирование осуществляется во взаимодействии с региональными и муниципальными подсистемами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, на территории которых расположены атомные станции.

Особенность функционирования системы аварийного реагирования Концерна состоит в четко отлаженном механизме аварийного взаимодействия. Для локализации и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций на каждой АЭС созданы соответствующие силы, централизованные резервы финансовых и материальных средств. После аварии на АЭС «Фукусима» все атомные станции дополнительно оснащены передвижными аварийными установками, созданы новейшие системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Готовность систем связи и оповещения к выполнению задач по предназначению обеспечивается (круглосуточно) дежурной сменой Кризисного центра и дежурно-диспетчерскими службами (дежурными) действующих АЭС.

Важное место в системе аварийного реагирования отводится группе оказания экстренной помощи атомным станциям (ОПАС), координационным органам (комиссиям по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности) на действующих АЭС. Группа (ОПАС) при угрозе и возникновении ЧС тесно взаимодействует с центрами технической поддержки (ЦТП), созданными на базе организаций, являющихся генеральными проектировщиками, главными конструкторами, научными руководителями, а также ведущими институтами России занимающимися вопросами атомной энергетики.

В настоящее время функционирует 14 ЦТП. В каждом ЦТП ведется круглосуточное дежурство, а также организовано взаимодействие с Кризисным центром Концерна.

ИТОГИ 2015 Г.

  • Регулярно проводились противоаварийные тренировки Кризисного центра, АЭС и ЦТП по отработке координации и взаимодействия при «условных» тяжелых авариях.
  • В сентябре 2015 г. проведено комплексное противоаварийное учение (КПУ) по теме «Радиационная авария на Ленинградской АЭС» в котором участвовали представители 19 министерств и ведомств, задействовано более 1700 человек, в том числе 150 единиц специальной техники. За ходом учения наблюдали представители восьми иностранных государств и представители МАГАТЭ.

В это же время, в рамках этих учений, проходило учение INEX-5 под эгидой Агентства по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития. Осуществлялся информационный обмен в рамках МАГАТЭ.

Результаты проведенного учения показали готовность системы противоаварийного планирования и аварийного реагирования эксплуатирующей организации к действиям в нештатных и чрезвычайных ситуациях, а также повысили международный имидж АО «Концерн Росэнергоатом».

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ В 2015 Г.:

  • Проведены проверки готовности Курской и Ростовской АЭС к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. АЭС подтвердили готовность к выполнению задач в области ГО и ЧС.
  • Впервые на базе Курской АЭС проведено соревнование нештатных спасательных групп АЭС России.
  • Продолжил функционировать Региональный кризисный центр (РКЦ ), созданный на базе Кризисного центра (КЦ) Концерна на основе рекомендации Постфукусимской комиссии и решений семинара ВАО АЭС (Московский центр) по выполнению требований «Регламента информационного обмена между участниками РКЦ, АЭС с РУ ВВЭР Московского центра ВАО АЭС».
  • Проведены международные тренировки в рамках РКЦ с АЭС «Пакш» (Венгрия), АЭС «Тяньвань» (Китай) и АЭС «Дукованы» (Чехия).

Система предупреждения и ликвидации ЧС в Концерне — это скоординированная и взаимоувязанная система, работающая круглосуточно, получающая информацию с АЭС в реальном режиме времени. В Кризисном центре ведется круглосуточный мониторинг основных технологических, радиационных, экологических и противопожарных параметров, которые также передаются в Центры технической поддержки, создавая тем самым единое информационное пространство для всех участников аварийного реагирования.

Существующая в Концерне система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и аварийного реагирования соответствует всем требованиям, предъявляемым к участникам Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, является одним из самых совершенных ее звеньев и соответствует передовому мировому уровню.

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

Концерн как эксплуатирующая организация отвечает за обеспечение физической защиты, в том числе антитеррористической устойчивости атомных станций на всех этапах жизненного цикла (проектирование, строительство, эксплуатация, вывод из эксплуатации) как ядерно опасных объектов, сохранность государственной, служебной и коммерческой тайн, обеспечение экономической безопасности предприятия при соблюдении законности и корпоративных интересов Концерна.

Приоритетность безопасного функционирования систем физической защиты филиалов Концерна — атомных станций была обусловлена выполнением задач по обязательствам в отношении основных компонентов обеспечения безопасного использования атомной энергии, по наращиванию возможностей национальной системы нераспространения ядерных материалов предназначенной для предотвращения хищений ядерных материалов, а также по недопущению диверсий в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2015 Г.:

  • обеспечение физической защиты ядерных установок, ядерных материалов на всех этапах жизненного цикла АЭС;
  • участие в проведении антитеррористических мероприятий;
  • совершенствование системы управления процессом обеспечения физической защиты атомных станций на всех уровнях;
  • инженерно-техническое оснащение АЭС системами физической защиты, их модернизация и реконструкция;
  • поддержание взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
  • создание систем физической защиты строящихся энергоблоков и передача их под войсковую охрану.

Фактов несанкционированных действий в отношении филиалов Концерна — атомных станций, в том числе проникновений на территорию режимных объектов, — в 2015 г. не допущено. Административные санкции, приостановление действия лицензии и / или ее аннулирование инспекциями Ростехнадзора (по направлению физической защиты) не рассматривались.